01:29 

Фобс
Он преподносит смерть с восхительной красотой умирающей звезды. Словно Чингисхан,облитый ванильным мороженым.
Минутка прекрасного

Послание Едигея великому князю Василию Дмитриевичу (декабрь 1408 г.)

От (Нет) Едегеа поклон к Василью да много поклонов, како те поклоны приидут /л. 417/ и царев ярлык. Оучинилося таково с царевичи и с князьми по думе: царевичев и князеи и мене с ними послал Тахтамышевых детеи деля (дел детии). Слышание учинилося таково, что Тахтамышевы дети у тебе; того дети (деля) пришли есмя ратью. Да еще слышание наше таково, что ся у тебе чинить в градех: торговци и послы царевы приездят, и вы царевых послов на [197] смех подымаете, а торговцов тако же на смех подымаете, да великаа им истома чинится оу тебе: и то не добро. А переже сего оулус был, и сю дрежаву держал да и пошлину, иных царевых послов честил, а гостеи дрежали без истомы и без обиды. И ты бы вспросил старцев, како ся деяло преже сего. И ты с ся старцы не спрашиваешь; что добро было переже сего, а того не деешь ныне (Доб. тако ли добро, что тако деешь) . Тако Темир (Доб. Коутлуи) сел на царстве, учинился улусоу господарь (государь), тако от тех мест оу царя в Орде еси не бывал, царя еси не видал (ведал), ни князеи, ни старейших бояр, ни менших, ни оного еси не присылывал. Тако ся то царство минуло, и потом Шадибек осм лет царствовал; у того еси тако же не бывал, ни брата, ни сына (сына ни брата) , ни с которым словом не посылывал. Шадибеково царство тако ся минуло, а нынечя Булат сел на царстве, оуже третии год царствует; тако же еси не бывал, ни сына, ни брата и стареишаго боярина (Пропущено сказуемое, по смыслу – «не посылывал» или «не присылывал»). Над селикым царевым (нет) улусом стареишии если великыи князь, а все твои дела || не добры. Добрые нрави и добраа дела и добраа доума к Орде была от Феодора от Кошки, добрыи был человек; которые добрые дела ордынскые, тот тобе поминал. И то ся минуло, и нынеча пак у тебе сын его Иван, казначеи, любовник и старейшина; и ты ныне ис того слова и думы не выступаешь, которая его дума недобрая и слова, и ты ис того слова не выступаешь (Нет) и старцев земскых думы ни слова не слушаешь, которые ведают; ино того думою учинилася улусоу пакость. А опять бы еси так не делал, и ты бы своих бояр старейших собрал и многых старцев земскых, думал бы еси с ними добрую думу, каа пошлина добро, чтобы твоим христианом многым и великым в твоеи дрежаве не погыбли бы до конца. Или пак всхочешь не тако чинити, или осваиватися, ино ся робятити, како ти ся пошлина ведати, како ти в улусе сем княжити? А како к нам шлешь ежелет (ежелет шлешь) жалобы и жалобные грамоты, а ркучи тако, что «ся улоус истомил, выхода взяти не начем»? Ино мы преже сего улуса твоего не видали, толко есмя слыхали; а что твои приказы или твои грамоты к нам, то еси нам все лгал; а что еси имал в своеи державе с всякого улуса с двою сох рубль, и то пак серебро где ся девает? Како бы созвати, како бы в твоем отдан мужьскы по исправе, ино бы тое напасти улусоу не учинилось, /л. 418/ а христиане бы не погыбли.


__________________________________________________________

Оказывается Петр I останавливался у руин Булгара когда проезжал по Волге в 1722 году.
По его приказу были сделаны описание городища и перепись уцелевших надгробных камней, большая часть их
относится к 1226 году ( если я правильно посчитал ).
Съездить бы туда. В принципе это не шибко далеко - до Казани + 2 часа езды до места.

По описи на болгорах старого татарского каменного строения. А по скаске татарского языка абызов и перевотчиков то строение было.
Каменной замок. По углам 4 башни глухие, меж которыми были стены да столп большой. И оные башни и столп ныне с фундамента починены.
Соборная их мусульманского закона мечеть. А признавают-де они по тому, что в прошедших годах, тому лет с тритцать, приезжали они на оное место молитца и на том месте был признак мечетеннои на полдни. А которои ныне есть столп высокой, оной заветца мунара, то есть вместо колокольни.
В замочном валу близ оных башен каменная полата, в которой ныне освящена церковь.
Слыхали-де они от старых своих людей, что в той полате было кладбище, в которой клались владельцы мужеска полу.
Каменная же полата. Ветхая бес сводов, в которой учинен монастырской погреб. Оная ныне с фундамента починена-же.
Слыхали-де они от старых своих людей, что в той полате было кладбище же, в которой клались владельцев их женской пол. Так же-де и они приезжали на Болгоры молитца, тому с тритцать лет. И видали в той полате от золотых парчей лоскутья. А по их закону в золотых парчах позволено кластца умершим женска полу, а мужескому полу в белой одежде. Потому они и признавают, что в оной было кладбище женскому полу, о чем тутошнего монастыря и монахи сказали, когда они тот погреб копали, то находили женские волосы и лоскутья золотых парчей.
В большом земляном валу каменной столп. А подле ево 2 полаты. Оной столп и одна полата с фундамента починены. А другая полата не починена, понеже свод и стена развалились.
Во оных-де было их богомольство для того, что погребен при том их веры праведной шейх Хасан. А столп вместо колокольни.
От того столпа в правую сторону полата к лесу ветхая. Оная с фундамента починена же.
Та-де полата по признакам их была мечеть. А признавают-де они по тому, которые знаки бывают в их мечетех на полдни. И тот знак в той полате и поныне есть.
Полата четвероугольная, сводами о дву жилья-де. Оная с фундамента починена.
Оная-де полата как была, того они не знают. Токмо признаком признавают, что знатно была школа.
Полата большая. Свод верхней цел. Одна стена выпала. Около его были полаты и обрушились. Оная с фундамента починена ж.
Та-де полата была баня.
За большим земляным валом к волскои стороне полата четвероугольная, ветхая, бес своду. Оная не починена, понеже свод обрушился. И в той полате выросли дуб, клен и другие деревья великие.
Про тое полату и нижеписанное строение сказали, слыхали-де они, что та полата была церковь армянская. И около тое церкви на камнях подписи были армянские.
Близь тое полаты к дороге было строение ветхое каменное. Оное не починено, понеже развалилась.
То-де строение была часовня армянская ж.

@темы: Страх и ненависть в Монголии

URL
Комментарии
2016-07-22 в 08:54 

Leemurmur
Не будь волшебником — будь магией
В Булгаре красиво. Чёрные палаты изумительные, бани отлично сохранились. Поезжайте туда, места там прекрасные! :heart:

2016-07-22 в 09:54 

Lille Prinsen
Воин тьмы, светловолосый бог крови и похоти. (с)
Оказывается Петр I останавливался у руин Булгара когда проезжал по Волге в 1722 году.
Я так люблю тему Петра и археологии. х) Про Булгар, кстати, не знал, спасибо. Когда-то читал, как он исследовал по мере сил мою любимую пазырыкскую культуру. "Исследовал", точнее, но вот ряд некрополистических памятников таки спас, издав первый в России памятникоохранный закон.

2016-07-22 в 13:52 

Фобс
Он преподносит смерть с восхительной красотой умирающей звезды. Словно Чингисхан,облитый ванильным мороженым.
Leemurmur, да, съездить туда надо. Слишком много всего связано с этим городом)
Lille Prinsen, Я так люблю тему Петра и археологии
-я вообще был не в курсе,что у него было такое пристрастие- х) Я просто копался в тематическом и вдруг тут Петр на Волге велит пересчитывать камни, ок х)
ряд некрополистических памятников таки спас, издав первый в России памятникоохранный закон.
а он молодец ощо

URL
2016-07-22 в 17:28 

Lille Prinsen
Воин тьмы, светловолосый бог крови и похоти. (с)
Фобс, а он просто человек-пароход и человек-оркестр.
Вот немного об этом всем:
2rrhhrr2.diary.ru/p202559566.htm
2rrhhrr2.diary.ru/p202560018.htm

Комментирование для вас недоступно.
Для того, чтобы получить возможность комментировать, авторизуйтесь:
 
РегистрацияЗабыли пароль?

Родной юрт

главная